Загрязнение воздуха
В атмосферу Северо-Западного округа Москвы ежегодно выбрасывается более 0.1 млн. т. загрязняющих веществ. Они попадают в атмосферу в форме:
1. Вредных газов (оксид углерода, диоксид углерода, оксид азота, сернистый ангидрид, аммиак и т.д.)
2. Соединений тяжёлых металлов (свинец, ртуть, медь, кобальт и т.д.)
3. Аэрозолей и пылеватых частиц
4. Сажи, асбеста и д. р. твёрдых веществ
Основным источником загрязнения воздушного бассейна района продолжает оставаться транспортно-дорожный комплекс, дающий 93,7% суммарного выброса загрязняющих веществ в атмосферу района всеми источниками загрязнения. На территории Северо-Западного округа это Рублевское шоссе, Можайское шоссе, Московская кольцевая автодорога. Доля загрязнения атмосферы передвижными источниками в суммарном объеме выбросов загрязняющих веществ ежегодно возрастает - с 83,2% в 1994г. до 93,7% в 2005г. Валовой выброс загрязняющих веществ от передвижных источников загрязнения атмосферы составляет более 1645 тыс. т. в год. Среди них большая часть приходится на оксид углерода - более 900 тыс. т. в год. Количество выброшенного оксида азота составило около 50 тыс. т., углеводородов - 250 тыс. т.
Все эти вещества опасны для здоровья людей. Кроме того, оксид углерода может быть косвенной причиной аварий на дорогах. Его действие на водителя даже в небольших концентрациях сходно с действием алкоголя или усталости. В гаражах, в тоннелях и даже на запруженных автомобилями плохо продуваемых магистралях содержание оксида углерода часто достигает токсичных уровней. Особенно велика концентрация выхлопных газов автомобилей в приземном слое воздуха высотой до одного метра. Поэтому маленькие дети в низких колясках дышат воздухом, качество которого очень плохое. Взрослые в том же месте дышат воздухом, значительно менее загрязнённым. Поскольку автомобили являются неотъемлемой частью Москвы, атмосферный воздух города повсеместно загрязнён оксидами азота, концентрация которых в среднем в два раза превышает величины, допустимые по санитарно-гигиеническим нормативам. Значительные выбросы соединений азота производятся также энергетическими объектами города, и, прежде всего крупными ТЭЦ. Перевод автомобилей с бензина на дизельное топливо или газ сопровождается снижением содержания оксида углерода в выхлопных газах, но при этом не уменьшаются выбросы оксидов азота. Дизельные двигатели дают ещё и дополнительные выбросы в атмосферу сажи, которая содержит в себе канцерогенные вещества, способствующие возникновению злокачественных опухолей.
Автотранспортный парк района на 2005 год составил около 600 тыс. единиц легкового и грузового автотранспорта, находящегося в эксплуатации на предприятиях, организациях и личном пользовании.
Тенденции изменения уровня загрязнения атмосферного воздуха в последние десятилетие ХХ века и в начале ХХI века указывает на некоторое снижение концентрации диоксида азота, формальдегида, бензола, ксилола.
При этом концентрация загрязняющих веществ в 2005г. в Северо-Западном округе характеризовались следующими показателями:
Диоксид азота - 1,3 - 3, 2 ПДК с. с.;
Формальдегид - 1,5 ПДК с. с.
Фенол - 1,3 ПДК с. с.
На территории жилых микрорайонов, прилегающих к МКАД, Рублевскому шоссе, Можайскому шоссе уровни загрязнения атмосферного воздуха оксидом углерода, окислами азота и формальдегида превышают допустимые нормативы в среднем в 3,4, 3,2 и 3,3 раза соответственно. Но по сравнению с Центральным, Юго-Восточным и Южным Административными округами в Северо-Западном округе обстановка намного благоприятнее. Поскольку в Москве господствуют западные, юго-западные и северо-западные ветры, западные районы хорошо продуваются чистым воздухом пригородов. К тому же это и наиболее возвышенная часть города. В отличие от востока, располагающегося в низине. И как следствие на востоке преобладает штилевая погода.
На территории Северо-Западного административного округа расположено свыше 350 промышленных и автотранспортных предприятий и организаций, являющихся загрязнителями атмосферного воздуха. В их число входят около 200 автотранспортных хозяйств, тепловая электростанция с филиалами (ТЭЦ), тепловые районные и квартальные станции, отопительные котельные и промышленные коммунально-бытовые котельные, заводы шлифовального инструмента, заводы теплоэнергетического приборостроения, тушинский машиностроительный завод, тушинский завод железобетонных конструкций, тушинская чулочная фабрика. Как известно, около четверти всех загрязнителей воздуха дают стационарные источники (постоянно действующие, не меняющие своего местоположения). В их выбросах содержится больше всего оксидов азота (41%), сернистого ангидрида (19%), летучих органических соединений (18%), а также оксида углерода (14%). Кроме того, в выбросах предприятий содержится до 9% пыли. Ещё больше пыли попадает в воздух с городских магистралей. С потоками воздуха пыль отсюда распространяется повсеместно. До 30% состава пыли принадлежит кварцу, от 10% до 30% - цементу и гипсу. Не менее 10% массы пыли обычно составляет сажа. При дыхании пыль попадает в лёгкие, вызывая болезни верхних дыхательных путей, бронхиты, плевриты и другие заболевания. Покрывая листья растений, пыль забивает устьица, и происходит засыхание листьев и гибель растений. Кроме того, в пыли содержатся хлориды, частицы серы, металлов, резины, пластмасс и множество других веществ.
Другое по теме
Технология охраны окружающей среды
Каждого человека, начиная с самого раннего возраста, отличает любопытство - естественное стремление познать окружающий мир. «Любопытство сродно человеку и просвещенному и дикому», - утверж ...
Причины рыночной и государственной неэффективности в охране окружающей среды
Экология – это наука, изучающая взаимоотношения организмов между собой и с окружающей средой. Древние греки экосом называли любое место пребывания человека: пляж, где люди собирались для купания ...