Проблемы китайской экологической дипломатии
С одной стороны, прошло уже более 30 лет с момента, когда был взят курс Китая на реформы и открытую политику. За это время страна добилась впечатляющих экономических успехов, на которые некоторые западные страны потратили более 100 лет. С другой стороны, экологические проблемы, с которыми Европа столкнулась за последние 100 лет, стали актуальны для Китая в последние 30 лет. Экологическая политика Китая, так или иначе, является сферой интереса и предметом пристального наблюдения со стороны не только самого Китая, но и всего мира. Это ясно продемонстрировали политические торги в связи с Олимпийскими играми в Пекине в 2008 г. Мировое потепление климата находится в фокусе мирового сообщества, в связи с чем, по мнению китайских специалистов, подогревается так называемая теория китайской угрозы окружающей среде. Она заключается в том, что Китай является и останется основным источников парникового эффекта на нашей планете. В связи с этим Китай должен взять на себя обязательство сократить выбросы в атмосферу, как все развивающиеся страны. Такой подход является серьезной проблемой для китайской экологической дипломатии.
За последние 30 лет Китай активно вовлекался в международный процесс защиты окружающей среды. За это время лидеры КНР демонстрировали свою озабоченность влиянием экономики Китая на мировые экологические процессы и ролью Китая в мировом сообществе. КНР взяла на себя обязательства в рамках более 30 международных конвенций и выполнил уже многие из них. Международные организации, такие как WWF — Мировой фонд дикой природы, расширяют свою деятельность в Китае в результате внимания и собственных усилий со стороны КНР. Способность Китая реализовывать экологические программы базируется не на подчинении внутренней политики международным стандартам в области сохранения окружающей среды, а больше на внутригосударственных законах и ограничениях, принятых на себя правительством Китая. Другими словами, вовлеченность КНР в международную политику сохранения окружающей среды зависит от влияния этой политики на ситуацию внутри Китая. Если экологическая программа или инициатива является несовместимой с экономическим развитием или ставит под удар суверенитет КНР, то она не будет принята в Китае.
Большинство аналитиков КНР утверждают, что интенсивная потребность в нефти и природном газе является движущей силой внешней политики страны. Такая политика повышает судоходные потребности на переполненных судоходных линиях и приводит к дискуссиям по определению особых экономических зон и владению энергетическими ресурсами на морском шельфе. Внешняя политика Китая ведет к экспансии в соседние страны с большим количеством нефти и природного газа, что служит поводом региональной напряженности. Все возрастающий импорт энергетических ресурсов подпитывает экономику Китая, меняя направление ее развития, согласно призыву президента Ху Дзинтао «Идите на Запад», с интенсивно развивающихся прибрежных регионов в беднейшие, в большей степени аграрные западные провинции. Результатом такого движения являются токсичные загрязнения индустриальными отходами водных бассейнов, как внутренних, так и трансграничных, используемых для орошения полей.
Экологические вызовы Китая связаны не только с энергетическими стратегиями, но и с другими процессами, такими как урбанизация, сельское хозяйство, международная торговля, которые оказывают значительное экологическое воздействие на страну.
Проблема энергетических стратегий обсуждается в процессе экономического диалога США и Китая, но очевидно, что использование угля будет расти в Китае в среднем на 3,2% ежегодно до 2030 г. Согласно текущему 11-летнему плану, Китай берет на себя обязательства сократить энергопотребление на 20% до конца 2010 г., что представляется весьма амбициозной целью, так как, согласно данным Банка реконструкции и развития, энергопотребление в Китае выросло на 0,86% в первые 6 месяцев 2006 г., интенсивность энергопотребления растет. В то же время официальные источники в Китае сообщили, что энергопотребление в стране уменьшилось в 2006 г. на 1,23% и более, чем на 3% в 2007 г. Исследования (см.: Managi, Kaneko, 2006) показывают, что эффективность экологического менеджмента в Китае снижается, а эффективность мероприятий уменьшается, в то время как рыночная продуктивность растет.
Другое по теме
Влияние мусоросжигательных заводов на окружающую среду
Такое опасное производство, как мусоросжигательный завод
(далее МСЗ), не может, по чисто техническим причинам, быть безотходным. Выбросы
МСЗ охватывают все обычные для промпредприятий отходы ...
Региональные экологические проблемы и пути их решения
Антропогенный период
является революционным в истории земли. Человечество проявляет себя как
величайшая геологическая сила по масштабам своей деятельности на нашей планете.
А если вспомнить ...