Понятие и принципы государственного регулирования природопользования Сибири
Государственное регулирование природопользования Сибири осуществляется через регулирование экономической и экологической систем РФ.
Для постоянного развития экологической системы Сибири нужно строго соблюдать «справедливое отношение между поколениями»[1], а для этого необходимо, чтобы решения нынешнего поколения о защите окружающей среды принимались с учетом воздействия их на поколения будущие.
Если регулирование экономической системы Сибири выражается в управленческих воздействиях государства преимущественно на воспроизводство новых систем экономических отношений, то регулирование экологической системы представляет собой совокупность необходимых мер для поддержания экологических систем и создания нормальных условий для их эффективного функционирования.
Регулирование экологической системы государством должно осуществляться научно обоснованно, с точным учетом совокупного действия экологических законов, поскольку нарушение механизма их действия повлечет за собой нарушение и экологического баланса, а нарушенный, даже на 10%, экологический баланс может поставить экосистемы в опасное положение, хотя они и остаются целостными, но в любой момент могут необратимо разрушиться. Такое нарушение наблюдается уже во многих экосистемах.
Регулирование экологической системы происходит через управление природопользованием, которое теснейшим образом связано с охраной окружающей среды.
Этому виду регулирования свойственны как общие черты управленческой деятельности государства делами общества, так и специфические, обусловленные регулируемым объектом - экологической системой региона. Понятие государственного регулирования природопользования целесообразно рассматривать в единой системе.
Содержание института регулирования экологопользования характеризуют принципы[2]:
1. Принцип законности в государственном регулировании экологопользования и охраны окружающей среды. Государственные и общественные организации, должностные лица, государство и его органы действуют на основе законности. Это требование касается и всех граждан.
Законность в регулировании природопользования имеет две основные стороны:
а) точное и неуклонное соблюдение в деятельности по регулированию всех нормативно-правовых актов;
б) принятие правильного решения в случае коллизии применяемого законодательства.
2. Принцип приоритета охраны окружающей природной среды предполагает также наличие двух основных сторон:
а) в случае коллизии интересов хозяйственной целесообразности и требований охраны экологических систем решение должно приниматься исходя из интересов сохранности экологических систем;
б) использование одних природных объектов должно осуществляться не во вред другим природным объектам и окружающей среде в целом.
3. Принцип плановости государственного регулирования природопользования Сибири заключается в следующем:
а) важнейшие мероприятия по регулированию природопользования закрепляются в планах, которые после их утверждения обретают обязательную силу;
б) за результатами реализации в жизнь разработанных планов и программ должен осуществляться постоянный контроль.
4. Принцип сочетания государственного регулирования с местным самоуправлением выражается в следующем:
а) максимальное вовлечение граждан в дело регулирования природопользования. Законодательством предусмотрены три основные формы:
непосредственная демократия - когда люди сами принимают соответствующие решения в области природопользования (например, сход граждан того или иного района вправе принять решение об ограничении тех или иных видов местного производства, нарушающих местные экологические системы);
представительная демократия - когда граждане избирают своих народных депутатов, а те реализуют властные полномочия (например, принимают природоохранительные законы от имени своих избирателей);
Другое по теме
Экологический аудит состояния атмосферного воздуха и обращения с отходами в филиале ОАО АЭК Комиэнерго Южные Электрические Сети
«Комиэнерго» по результатам рейтингов известных аналитических изданий на
протяжении последних лет регулярно входит в число 200 крупнейших компаний
России.
Рыночная стоимость «Комиэнерго ...
Становление, совершенствование и перспективы рынка прав на вредные выбросы парниковых газов
Тема работы «Становление, развитие и
перспективы рынка прав на вредные выбросы парниковых газов».
В работе проанализированы этапы
становления и развития рынка прав на выбросы в рамках Кио ...