Организационно-правовые основы экологической экспертизы и оценки воздействия на окружающую среду
В российском законодательстве центральное место среди источников экологического права, обладая высшей юридической силой по отношению ко всем иным законодательным актам, занимает Конституция РФ. Важную роль играет конституционная норма ст. 42 о праве каждого на благоприятную окружающую среду (ОС), достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Основы регулирования отношений в сфере охраны ОС определяют ст.ст. 9, 17, 36,58, 67, 72 Конституции РФ.
10 января 2002 года вступил в силу базовый Федеральный закон РФ "Об охране окружающей среды",[1] являющийся фактически основой российского экологического законодательства. Помимо федеральных законов действует ряд указов президента РФ и постановлений правительства, конкретизирующих их. На основе Конституции РФ и федеральных законов представительные и исполнительные органы власти и управления субъектов федерации, а также органы местного самоуправления разрабатывают проекты и принимают на своем уровне соответствующие законы, другие правовые акты и административные нормативно-правовые документы соответствующего уровня.
Закон "Об охране окружающей среды"[2] содержит специальную главу VI "Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза" и главу УП "Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной или иной деятельности". В частности, ст. 32 посвящена определению целей и задач оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС), а ст. 33 – целям и задачам проведения экологической экспертизы (ЭЭ). Помимо указанных глав и статей, напрямую посвященных ЭЭ и ОВОС, в данном законе глава IV "Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды" и глава V "Нормирование в области охраны окружающей среды" также имеют большое значение для проведения ЭЭ и ОВОС.
Федеральный закон "Об экологической экспертизе" подробно регулирует отношения в области ЭЭ, т. е. является целевым законом.
Все детали очень подробно рассмотрены в Комментарии к Федеральному закону "Об экологической экспертизе". В этом законе впервые дается определение экологической экспертизы вообще, а не только государственной (ст. 1), более подробно раскрываются принципы (ст. 3) и указываются виды ЭЭ (ст. 4). Глава II закрепляет полномочия органов государственной власти и местного самоуправления, втом числе президента, Федерального собрания и правительства РФ (ст. 5), вопросы ведения субъектов РФ (ст. 6) и полномочия органов местного самоуправления в области ЭЭ (ст. 9). Кроме того, впервые вводится понятие "специальные уполномоченные государственные органы в области экологической экспертизы", распределены их полномочия, права и обязанности между федеральным (ст. 7) и территориальным (ст. 8) уровнями.
Глава III закона полностью посвящена государственной экологической экспертизе (ГЭЭ), конкретизирует объекты ГЭЭ федерального уровня (ст. 11) и уровня субъектов Федерации (ст. 12), дает юридическое определение понятия "специально уполномоченные органы в области экологической экспертизы" (ст. 13), закрепляет общий порядок проведения ГЭЭ (ст. 14), определяет статус и обязанности экспертной комиссии (ст. 15), ее эксперта (ст. 16) и председателя (ст. 17), а также фиксирует различия в юридической силе заключений экспертной комиссии и государственной экологической экспертизы (ст. 18).
Регламентируется проведение общественной экологической экспертизы (ОЭЭ) (ст. 20), определяя ее объекты (ст. 21), порядок (ст. 22) и условия проведения (ст. 23), правила ЭЭ (ст. 24), статус ее заключения (ст. 25), права граждан и общественных организаций в этой области (ст. 19).
В главе V закреплены права (ст. 26) и обязанности (ст. 27) заказчиков документации, подлежащей ЭЭ. Главой VI определен порядок финансирования ГЭЭ (ст. 28) и ОЭЭ (ст. 29). Глава УП закрепляет соответствующие виды нарушений (ст. 30) и виды ответственности за нарушения законодательства РФ об ЭЭ: уголовную (ст. 31), административную (ст. 32), материальную (ст. 33) и гражданско-правовую (ст. 34). Разрешение споров в области ЭЭ определяет ст. 35. Определен принцип верховенства международного законодательства в области ЭЭ над национальным российским (ст. 36), а также содержатся нормы (ст. 38) о приведении в соответствие с данным законом всех правовых актов президента, правительства, ведомств и субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления по вопросам ЭЭ. Как известно, этот же принцип заложен в Конституции РФ (ч. 4 ст. 15).
С точки зрения некоторых исследователей закон имеет существенный недостаток, так как в нем не отрегулированы отношения по ОВОС. Отношения по ОВОС родственны отношениям по проведению ЭЭ, поэтому в законе "Об экологической экспертизе" следовало бы предусмотреть раздел об ОВОС.
Другое по теме
Система охраны природы в Республике Башкортостан
Природа Республики Башкортостана вызывает восхищение практически у всех жителей и гостей республики посчастливилось хоть раз побывать в ее замечательных заповедных уголках. По своим природным условиям ...
Национальные парки и заповедники
Национальными парками объявляются территории, которые включают природные
комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую
ценность и предназначенные для использ ...