Объекты экологической экспертизы
В соответствии с существующими видами ЭЭ все ее объекты также делятся на два вида: подлежащие государственной экологической экспертизе и подлежащие общественной экологической экспертизе.
Объекты первого вида подразделяются на объекты экспертизы федерального уровня и объекты экспертизы уровня субъектов Федерации.
Согласно ст. 11 ФЗ "Об экологической экспертизе", обязательной ГЭЭ, проводимой на федеральном уровне, подлежат:
проекты правовых актов РФ нормативного и ненормативного характера, нормативно-технических и инструктивно-методических документов, утверждаемых органами государственной власти РФ, регламентирующих хозяйственную и иную деятельность;
материалы, подлежащие утверждению органами государственной власти РФ и предшествующие разработке прогнозов развития и размещения производительных сил на территории РФ (проекты комплексных и целевых федеральных социально-экономических, научно-технических и иных федеральных программ; проекты генеральных планов развития территорий свободных экономических зон и территорий с особым режимом природопользования и ведения хозяйственной деятельности и др.);
технико-экономические обоснования и проекты строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации организаций и иных объектов хозяйственной деятельности РФ и иные виды документации и объекты.
Все перечисленные в статье объекты ГЭЭ на федеральном уровне можно объединить в девять групп.
Ст. 12 этого же закона определяет объекты ГЭЭ уровня субъектов РФ. Перечень этих объектов включает девять типов материалов (документации) регулирующих или обосновывающих хозяйственную или иную деятельность, намечаемую на территории субъекта Федерации.
Общественная ЭЭ, согласно ст. 21 Закона может проводиться в отношении объектов, указанных в ст. 11 и 12, за исключением объектов ЭЭ, сведения о которых составляют государственную, коммерческую и (или) иную охраняемую тайну.
Существенно новым, с точки зрения объектов ЭЭ, является то, что к ним относятся теперь и действующие объекты, требующие повторной ГЭЭ, хотя ранее уже имевшие ее положительное заключение. Повторная ГЭЭ проводится в случаях: необходимости доработки объекта (по замечаниям ГЭЭ); при изменении условий природопользования; реализации объекта экспертизы с отступлениями от документов, получивших ранее положительное заключение ГЭЭ или внесения изменений в эти документы; внесения в проектную документацию изменений после получения положительного заключения ГЭЭ; истечения срока действия положительного заключения ГЭЭ.
В "Положении об оценке воздействия на окружающую среду в РФ" разработан "Перечень видов (объектов) хозяйственной и иной деятельности, при подготовке обосновывающей документации на строительство которых ОВОС проводится в обязательном порядке".
Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза являются взаимосвязанными элементами единого правового института – оценки воздействия и экологической экспертизы. По общему правилу обосновывающая документация должна представляться инициатором или заказчиком на ГЭЭ. Такая документация по реализации проектов, в отношении которых ОВОС обязательна, без результатов проведения ГЭЭ не принимается. Условно ОВОС можно сравнить с таможенной декларацией, которую лицо предъявляет таможеннику, а ГЭЭ – с самим таможенным досмотром.
В заключение этим процедурам можно дать следующую характеристику. Оценка воздействия на окружающую среду – это обязанность заказчика обосновывающей документации, выполнение которой служит одной из гарантий права на благоприятную ОС.
Другое по теме
Агроэкологический мониторинг
Агроэкологический мониторинг является важной
составляющей общей системы мониторинга и представляет собой общегосударственную
систему наблюдений и контроля за состоянием и уровнем загрязнения ...
Военное разрушение биосферы. Возможные экологические последствия ядерной войны
Угроза ядерной войны носит экологический
характер, и вызывает особую тревогу. К сожалению, вся история развития
человечества - это страшная история военных действий. Подсчитано, что в период ...