Финансовое регулирование природоохранной деятельности
Плата за природные ресурсы взимается в соответствии с законами РФ "Земельный кодекс РФ", "Налоговый кодекс РФ", "Об экологической экспертизе", "Об охране окружающей среды" и др.
Значительную роль в мобилизации средств для природоохранной деятельности и обеспечения заинтересованности предприятий в снижении промышленных выбросов отводится платежам за загрязнение окружающей среды, которые представляют собой особый вид налогообложения, когда облагаемой величиной является масса выбросов или сбросов, а также размещаемых отходов, независимо от других результатов хозяйственной деятельности предприятий. Финансовое бремя такого налогообложения распределяется между природопользователями пропорционально наносимому им вреду окружающей среды и у каждого из них появляется стимул к уменьшению облагаемой налогом величины. В соответствии с новым порядком предусматривается взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую среду:
– выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;
– сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
– размещение отходов;
– другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
Установлены три вида базовых нормативов платы:
– за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах нормативов;
– то же, но в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов);
– то же, за сверхлимитное загрязнение [2, с.433].
Базовые нормативы платы устанавливаются по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода), виду вредного воздействия с учетом степени опасности их для окружающей природной среды и здоровья населения. Норматив платы за размещение отходов, являющихся вторичными ресурсами, устанавливаются в размере цен на эти ресурсы, а по остальным – в зависимости от классов токсичности. В случае нарушения природоохранного законодательства виновные могут быть подвергнуты штрафу в административном порядке в соответствии со ст. 43 Закона "Об охране окружающей среды". Виновные обязаны полностью возместить вред, причиненный окружающей среде, здоровью и имуществу граждан, хозяйству.
Однако сумма штрафов и исков при крупных авариях может оказаться настолько велик, что её не сможет выплатить даже мощное предприятие. Чтобы не допустить неизбежного "списания" претензий в таких случаях, следует широко использовать экологическое страхование, предусмотренное ст. 23 Закона "Об охране окружающей среды". Платежи за природные ресурсы и загрязнение окружающей среды, а также суммы, взысканные по искам о возмещении нанесённого ущерба и штрафа, поступают во внебюджетный государственный экологический фонд. Средства экологических фондов зачисляются на спецсчета в банках и распределяются специальным образом. 60% - на реализацию природоохранных мероприятий местного значения; 30% - то же, республиканского, краевого и областного значения; 10% - тоже, федерального значения. Расходовать средства экологического фонда на цели, не связанные с природоохранной деятельностью, запрещается [6, с.302].
Другое по теме
Основные этапы формирования современных взглядов на устойчивое развитие
В связи с появлением во второй половине двадцатого века
глобальных проблем человечество было поставлено перед необходимостью разработки
принципиально новой концепции развития, призванной реш ...
Геохимические барьеры
Как и в биосфере в целом, в
пределах отдельных ландшафтов и в их группах, составленных по определенным
признакам, практически непрерывно идет перемещение атомов химических элементов,
часто ...