Водные ресурсы Кагульского района
Актуальность проблемы водоснабжения в мире и в РМ. Вода - наиболее ценный природный ресурс, имеющий наряду с воздухом, которым мы дышим, огромное значение в существовании человечества, поскольку мы знаем, что без воды не было бы жизни. Вода - одно из наиболее распространенных веществ, и самая распространенная на земле жидкость. Вода покрывает три четверти земной поверхности, и если бы поверхность земли была ровная, то вода покрыла бы ее слоем толщиной около 12/3 мили (примерно 2,5км). Несмотря на то, что пресной воды на планете в изобилии, многие страны мира испытывают её острый дефицит.
Каждый день человек потребляет огромное количество воды, не задумываясь о ее происхождении, составе или стоимости. Хорошо, когда воды вдоволь. Но что мы пьем? Все показатели качества воды принято делить на три группы. Первая обеспечивает эпидемическую безопасность — отсутствие вирусов и бактерий. Вторая гарантирует безвредность в химическом составе — органические и неорганические вещества, тяжелые металлы, пестициды. Третья описывает органолептические показатели — мутность, цвет, запах и вкус. Соответствует ли вода в Молдове этим требованиям. Каждый из нас вправе дать свою оценку. Были времена, когда человеческое общество развивалось в гармонии с природой, а водные ресурсы оставались неизмененными, и качество воды не угрожало обитателям земли. Неразумное же и бесхозяйственное ее использование на протяжении последних веков, и особенно в ХХ, привело к существенному сокращению водного потенциала природы, к обильному загрязнению источников воды химическими веществами и болезнетворными микробами. А само потребление воды за последние 100 лет возросло в 10 раз[49]. Многие страны мира уже испытывают в ней острую нехватку, животный и растительный мир не успевают приспосабливаться к новым, губительным условиям существования. Исчезают целые виды растений, рыб, водоплавающих птиц и других животных. На данный момент в мире более 500 млн. человек страдают от недостатка чистой питьевой воды. Эксперты ООН считают, что в 21 веке вода станет более важным стратегическим ресурсом, чем нефть и газ. Сейчас тонна чистой влаги дороже нефти. С учетом этого ООН приняла Водную Конвенцию, а несколько десятков стран на международной конференции в Дублине в 1992 году приняли решение: «Вода имеет свою экономическую стоимость при всех ее конкурирующих видах использования и должна являться экономическим товаром».
Молдова, к сожалению, входит в число именно тех стран, в которых крайне ограниченны запасы воды, а ее качество не выдерживает никакой критики. Согласно данным Министерства Экологии и природных ресурсов Республики Молдова качество воды в реках Днестр, Прут оценивается как «умеренно загрязненные», в реках Рэут, Бык – «загрязненная», в большинстве малых рек - «очень загрязненная». Большинство источников подземных вод не соответствует стандартам качества питьевой воды и характеризуется повышенным содержанием химических вредных веществ (фтора, железа, сероводорода, хлоридов, нитратов, сульфатов) повышенной минерализацией. Централизованной системой водоснабжения пользуются 81% городского населения и 17% сельского. Сельское население использует воду из колодцев и родников, из которых более 80% колодцев и 50% родников не пригодны для использования в качестве источников питьевой воды[1].
В данной работе я рассмотрел проблему с водой только в одном районе нашей республики: Кагульском. Стоит отметить, что в южных регионах дела с водой обстоят гораздо хуже. Скажем, в селах Буджакской степи люди потребляют не более 40-50, в некоторых случаях даже 8-10 литров воды в сутки, в то время как в столице этот показатель составляет около 250 литров на человека[2]. В южной части Молдовы реки и речки более мелкие, встречаются реже, а в летние периоды большинство из них вообще пересыхают. Количество осадков колеблется от 350 до 400 мм. в год, в полтора раза меньше, чем на севере республики где ежегодно выпадает около 600-650 мм[2]. осадков, питающих самые различные водоемы. Эту пессимистическую картину дополняет катастрофическое несоответствие качества потребляемой воды. Согласно данным шефа секции гигиены Районного Центра Профилактической Медицины Александру Календарь, вода в более чем 90% колодцах Кагульского района не соответствует гигиеническим нормам по вкусу, жесткости, цвету, по концентрации нитратов, хлора, тяжелых металлов и других химических и биологических загрязнителей. Не соответствует санитарным требованиям (по вкусу, запаху, мутности) и вода реки Прут, являющейся основным источником питьевой воды города Кагул[1]. Экологическая обстановка требует принять меры по выходу из создавшегося критического состояния окружающей среды и качества воды. Но в стране, где государство не в силах выполнить свои обязательства перед пенсионерами, педагогами и врачами, безусловно, нет средств и на радикальное реформирование систем снабжения населения питьевой водой.
Законодательная база в области защиты водных ресурсов представлена Законом республики Молдова о питьевой воде №272-XIV от 10.02.99. В соответствии с принятым законом разработка и реализация государственной политики в области питьевого водоснабжения, формирование единой нормативной и метрологической базы для регламентирования качества питьевой воды, решение вопросов использования и охраны источников питьевого водоснабжения, а также осуществление государственного контроля за соблюдением действующих стандартов и нормативов на питьевую воду, относятся к компетенции Правительства Водный кодекс №1532 от 22.06.93 (в настоящее время разрабатывается его новая редакция с учетом требований Директивы ЕС) Парламента Республики Молдова определяет основные юридические рамки для разработки специальных нормативных актов и инструкций регулирующих отношения, возникающие при пользовании водным фондом в целях:а) обеспечения рационального использования вод для нужд населения и национальной экономики;б) охраны вод от загрязнения, засорения и истощения;в) предупреждения и устранения вредного воздействия вод;г) улучшения состояния водных объектов и их сохранения для нынешнего и будущих поколений;д) защиты прав юридических и физических лиц;е) укрепления законности в области водных отношений.Закон № 1540 от 25.02.1998 о плате за загрязнение окружающей среды, целью которого является:а) создание такой системы производственно-хозяйственной деятельности, при которой становится невыгодным нанесение вреда окружающей среде;б) поощрение строительства и эксплуатации систем улавливания и обезвреживания загрязнителей, внедрения экологически чистых технологий, выполнения иных мероприятий, направленных на уменьшение объема выброса, сброса загрязнителей в окружающую среду, на сокращение образования отходов производства;в) формирование экологических фондов для финансирования деятельности, связанной с улучшением состояния окружающей среды.Постановление Правительства об утверждении стратегии водоснабжения и канализации населенных пунктов Республики Молдова N 662 от 13.06.2007. Это постановление конкретизирует основные задачи по поэтапному обеспечению питьевой водой населения, исходя из приоритетов, а также канализации сточных вод для охраны окружающей среды и устойчивого развития общества.
Закон об экологической экспертизе и оценке воздействия на окружающую среду № 851-XIII от 29 мая 2006 г.;
Закон о публичных услугах коммунального хозяйства № 1402-XV от 24 октября 2002 г.;
Закон о питьевой воде № 272-XIV от 10 февраля 1999 г. (в настоящее время разработан новый проект указанного закона с учетом требований Директивы ЕС);
Закон об охране окружающей среды № 1515-ХIII от 16 июня 1993 г.;
Закон о санитарно-эпидемиологическом обеспечении населения № 1513-ХII от 16 июня 1993 г.;
Закон о водоохранных зонах и полосах рек и водоемов № 440-ХIII от 27 апреля 1995 г.;
Существующее законодательство было разработано в 1993-1996 гг. и не включает полностью требования международных законодательных актов, стороной которых является Республика Молдова, а также положений законодательства Европейского Союза, к интеграции с которым Республика Молдова стремится. В данном контексте задачи настоящей Стратегии предусматривают и отражение этих положений в национальном законодательстве согласно плану действий Республика Молдова – Европейский Союз.
Объекты и методы исследования. Объектом исследований являются все водные ресурсы Кагульского района, которые могут быть использованы в бытовых, промышленных, сельскохозяйственных и лечебных целях, система очистных сооружений и доставки воды потребителям, а также объекты прямо или косвенно влияющих на экологическое состояние гидроресурсов Кагульского района. Были использованы общепринятые методы химического и биологического исследования качества воды.
Цели и задачи. Цель данной работы описать основные водные ресурсы Кагульского района, определить их экологическое состояние, выявить основные проблемы, связанные со снабжением населения качественной питьевой водой и найти пути решения задачи водоснабжения.
Для реализации цели поставлены и решены следующие задачи:
-охарактеризовать состояние основных источников воды в Кагульском районе;
-раскрыть содержание и направление исследований по данной проблематике;
- определить проблемную ситуацию с водоснабжением в регионе;
-выявить причины и последствия несоответствия качества питьевой воды Кагульского района экологическим нормам;
-предложить пути решения задачи обеспечения населения качественной питьевой водой.
- Общая характеристика водных ресурсов в Республике Молдова и Кагульском районе
- Экологические проблемы, связанные с состоянием водных ресурсов Кагульского района
Другое по теме
Транспорт отходов
Широкий, постоянно возрастающий ассортимент опасных отходов производства
ставит пред руководящими органами задачу обезвреживания, утилизации либо
переработки этих отходов. Основная трудность ...
Популяция и ее признаки. Классификация природных ресурсов
Все
взаимосвязано со всем - гласит первый экологический закон. Значит, и шага
нельзя ступить, не задев, а порой и не нарушив чего-либо из окружающей среды.
Каждый шаг человека по обычной лу ...