Общая характеристика района
Волго-Вятский экономический район расположен в центральной части европейской территории России, в бассейнах рек Волги и Вятки. В его состав входят республики Марий Эл, Мордовия, Чувашская и Нижегородская, Кировская области. Площадь района — 263,3 тыс. км2, или 1,5% территории России. Население - 8,444 млн.чел.
Занимая немногим более 1% территории Российской Федерации, Волго-Вятский экономический район производит 5,1% промышленной и 6,4% товарной сельскохозяйственной продукции страны.
В межрайонном территориальном разделении труда район выделяется продукцией отраслей рыночной специализации: машиностроения, химической и нефтехимической промышленности, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности.
Территорию района пересекают важные железнодорожные магистрали, соединяющие центр с Уралом и Сибирью (Москва - Нижний Новгород – Киров – Пермь; Москва – Арзамас – Казань; Нижний Новгород – Саранск – Пенза; Санкт-Петербург – Котельнич – Киров – Пермь), нефте- и газопроводы из восточных регионов в Европейскую часть России.
Таким образом, географическое положение района благоприятствует развитию его связей с основными сырьевыми и топливными базами страны, а также районами потребления производимой в районе продукции. Это ставит Волго-Вятский район по валовому региональному доходу на одно из первых мест в стране.
Анализ географического положения того или иного района позволяет говорить о том, что наряду с проблемами социально-экономического развития, общими для страны в целом, каждый район имеет свои, характерные только для него, проблемы.
Например, если Волго-Вятский район исторически развивался как обрабатывающий и машиностроительный центр с высокой концентрацией производства и населения, то в сегодняшних условиях он испытывает потребность в сырье и избыток трудовых ресурсов.
Доля Волго-Вятского экономического района (ВВЭР) в выпуске промышленной продукции, стоимости основных фондов и численности промышленно-производственного персонала Российской Федерации превышает его удельный вес в общей численности населения и площади в масштабе России.
В общероссийском территориальном разделении труда ВВЭР
выделяется производством разнообразной продукции отраслей машиностроения, химической и нефтехимической, нефтеперерабатывающей, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности.
ВВЭР
отличается развитым сельским хозяйством: доля сельскохозяйственных угодий составляет около 5%, пахотных земель — 5% от общероссийских; доля производства продукции сельского хозяйства - 5,7% от общероссийского.
Здесь проживает более семи с половиной миллионов человек, или 5,4% населения РФ. В среднем половина жителей расселена в крупных городах. Наиболее высокий уровень урбанизации имеют Нижегородская область (53%) и Чувашская республика (47,6%).
Основная часть городского населения сосредоточена в Нижнем Новгороде и его городах-спутниках (Дзержинск, Бор, Кстово и др.), а также Арзамасе, Кирове, Саранске, Йошкар-Оле, Чебоксарах. Трудоспособное население составляет более 60% населения района.
ВВЭР - единственный экономический район России, не относящийся к категории приграничных и не имеющий государственных границ со странами СНГ и дальнего зарубежья. На севере Волго-Вятский экономический район граничит с Северным, на западе - с Центральным, на востоке - с Уральским и на юге - с Поволжским экономическими районами.
Последние не только обладают крупными запасами сырья и топлива, но и являются важнейшими индустриальными регионами страны. И это не единственный фактор из тех, которые способствуют развитию территории этого экономического района.
Волго-Вятский регион располагает всеми видами транспорта - железнодорожным, речным, автомобильным, трубопроводным, воздушным. Наибольшее значение имеет железнодорожный транспорт, на долю которого приходится свыше 2/3 всех межрайонных перевозок.
В структуре грузоперевозок значительный удельный вес занимают топливо, а также черные металлы и сырье для химической промышленности. На базе сложившегося индустриального потенциала этого района могут формироваться конкурентоспособные производства в машиностроении, химико-лесном комплексе, легкой и пищевой промышленности.
Другое по теме
Глобальное потепление климата и меры, предпринимаемые международным сообществом (Киотский протокол)
Деятельность
человека достигла уже такого уровня развития, при которой ее влияние на природную
среду приобретает глобальный характер. Климатическая системы – атмосфера,
гидросфера, биосфера ...
Озоновая защита живого проблема сохранения и возможность восстановления
Газообразный озон, открытый в середине прошлого века, долгое время
привлекал внимание ученых лишь своими уникальными химическими и физическими
свойствами. Интерес к озону существенно возрос, ...