Этапы экологического аудита водных ресурсов
При отборе проб воды и донных отложений выполняются необходимые гидрологические наблюдения. Одновременно с отбором проб воды на водотоках измеряется уровень и расход воды, скорость течения реки, параметры русла. При обследовании загрязненности подземных вод отбираются пробы из колодцев, родников, других источников подземных вод.
После проведения натурных и инструментальных обследований необходимо проведение анализа и обобщение информации.
Аудиторам необходимо провести выявление приоритетных объектов исследования по загрязнению поверхностных вод. С этой целью обобщаются данные о сбросах вредных веществ в водные объекты обследуемой территории. Все сбросы следует распределить как по объему сбрасываемых вод и количеству в них загрязняющих веществ, так и в процентах к суммарному объему сбросов и количеству веществ. Выделяются специфические вещества с максимальными концентрациями.
Для установления влияния сточных вод различных производств на загрязнение водного объекта необходимо провести обобщение данных о состоянии качества воды водных объектов по тем же показателям, которые определяются в сточных водах с учетом специфики.
Необходимо установить приоритетность загрязняющих вредных веществ в поверхностных водах.
В этот перечень включаются компоненты, имеющие наиболее высокие значения превышений ПДК, их наибольшую повторяемость, вещества, сброс которых имеет массовый характер, наиболее токсичные вещества.
Анализируя статистические данные о концентрациях загрязняющих веществ в воде или их превышениях над ПДК за текущий и предыдущий период, аудитор должен определить тенденции изменения уровня загрязненности.
Аудиторы должны проводить оценку загрязненности поверхностных вод на основе нормативных показателей. С этой целью проводится сравнение наблюдаемых концентраций веществ с нормативными значениями ПДК.
Вредные и ядовитые вещества нормируются по показателю вредности (ЛПВ).
Оценка качества воды производится по следующим параметрам; содержанию взвешенных и плавающих веществ, запаху, привкусу, окраске, температуре воды, значению рН, наличию кислорода и органического вещества, концентрации вредных и токсичных примесей. Вредные и ядовитые вещества нормируются по лимитирующему показателю вредности – ЛПВ.
Результаты натурного обследования следует оформить в виде отчета. Его содержание должно отражать:
• краткое описание природных условий обследуемой территории;
• характеристику объекта и характеристику хозяйственной деятельности;
• описание источников загрязнения и его характеристик, приоритетные источники сбросов, расположение источников загрязнения с нанесенными на карты-схемы местами сброса загрязняющих веществ, данные об объемах и составе, характеристику и тип очистных сооружений;
• информацию о проводимых мероприятиях по защите окружающей среды от загрязнения;
• подробную характеристику этапов выполненных работ, включая использованные методы отбора и анализа проб;
• перечень загрязняющих веществ и его обоснование;
• рекомендации улучшению экологической обстановки;
• копии документов, таблицы, карты, схемы, графики.
В процессе проведения аудита необходима проверка правильности и своевременности осуществления платежей за водопользование.
Система платежей за водные ресурсы определена в Водном Кодексе РФ и включает:
• плату за пользование водными объектами (водный налог);
• плату, направляемую на восстановление и охрану водных объектов.
Платежи, связанные с пользованием водными объектами, осуществляют граждане и юридические лица, имеющие лицензию на водопользование.
Платежи, связанные с пользованием водными объектами, поступают в виде регулярных взносов.
Порядок установления и взимания платы, связанной с пользованием водными объектами, и ее предельные размеры определяются Законом РФ «О плате за пользование водными объектами».
Дифференцированные размеры платы, связанной с пользованием водными объектами, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно ст.1 Закона РФ «О плате за пользование водными объектами» Плательщиками платы за пользование водными объектами признаются организации и предприниматели, непосредственно осуществляющие пользование водными объектами (кроме подземных водных объектов, воды которых содержат полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы (минеральные воды) либо используются для получения тепловой энергии) с применением сооружений, технических средств или устройств, подлежащее лицензированию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Другое по теме
Экологическая политика Китая
Одними из острейших проблем современного Китая являются экологические. В силу давления демографического фактора на ограниченные природные ресурсы они выглядят более серьезными по сравнению с ситуацией ...
Экономика природопользования очищение газового потока
Одной из важнейших проблем в природоохранной деятельности
является защита атмосферы от загрязнений, которые в значительных масштабах
выбрасываются промышленностью, энергетическими производст ...