Механизмы охраны окружающей среды
Все методы охраны окружающей среды можно разделить на четыре подгруппы: организационно-правовые, информационно-правовые, администра-тивно-правовые и экономико-правовые.
1. Организационно-правовые – планирование при помощи реализации федеральных и региональных целевых программ, проведение экологической экспертизы и контроля, нормотворчество, нормирование и стандартизация.
Планирование природоохранной деятельности. Наиболее важные и общие направления обозначаются в рамках государственной экологической политики – при разработке концепций, доктрин и стратегий. Среди этих программ есть имеющие значение для обеспечения экологической безопасности страны в целом. К примеру, Правительство РФ 7 декабря 2001 г. приняло постановление «О федеральной целевой программе «Экология и природные ресурсы России (2002 –2010 гг.)», «Развитие промышленной биотехнологии (1992 – 2000 гг.)».
Экологическая экспертиза бывает следующих видов:
– ведомственная экспертиза – государственная экспертиза градостроительной предпроектной и проектной документации, или государственная экспертиза в области предупреждения чрезвычайных ситуаций, проводимая МЧС;
– обследования – комплексные обследования территорий для придания им статуса особо охраняемых природных территорий, зоны чрезвычайных ситуаций;
– испытания, в том числе регистрационные (пестицидов и агрохимикатов);
– исследования лекарственных средств, токсико-гигиенические;
– заключения санитарно-эпидемиологические;
– расследования причин возникновения инфекционных заболеваний.
Порядок проведения экспертизы детально урегулирован в ФЗ «Об экологической экспертизе» и подзаконных актах [29].
Экологический контроль проводится на всех этапах деятельности по использованию природных ресурсов и оказанию воздействий на окружающую среду тотально. Различают виды экологического контроля: государственный; ведомственный; производственный; общественный; неразрушающий.
Нормотворчество – функция управления, означающая право и обязанность уполномоченных на то субъектов создавать правовые нормы, помещая их в ведомственных нормативных актах в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Указом Президента РФ от 20 мая 2004 г. такого рода исключительной компетенцией наделено и Правительство РФ.
Экологическое нормирование – процесс определения видов, размеров, содержания вредных воздействий на окружающую среду в целом или отдельные средообразующие элементы, позволяющий рассчитывать на непричинение вреда жизни и здоровью человека, иным охраняемым правом объектам.
Экологическая стандартизация. По форме это нормативно-технические документы, устанавливающие комплекс обязательных для исполнения норм, правил и требований в области охраны окружающей среды и природопользования.
Технический регламент – документ, принятый международным договором РФ, в котором устанавливаются обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования, то есть к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
2. Информационно-правовые – экологический мониторинг, ведение учета природных ресурсов, кадастров, отчетности природопользователей, паспортизация.
Экологический мониторинг – совокупность организационных структур, методов, способов и приемов наблюдения за состоянием окружающей среды, происходящими в ней изменениями, их последствиями, а также за потенциально опасными для окружающей среды, здоровья людей и контролируемой территории видами деятельности, производственными и иными объектами. Осуществляется специальной наблюдательной сетью, которая состоит из стационарных и подвижных пунктов наблюдений, в том числе постов, станций, лабораторий, центров, бюро, обсерваторий.
Учеты ведут Федеральная служба государственной статистики, подчиненная Правительству РФ, ее территориальные подразделения, содержащие информацию об охране атмосферного воздуха, иных природоохранных мероприятиях, их финансировании. Цель – получение полной и достоверной информации о состоянии и динамике плодородия земель, выявление и предотвращение негативных результатов хозяйственной деятельности и т.п. Учет показателей ведется раздельно по видам сельскохозяйственных угодий (пашня, залежь, сенокосы, пастбища, многолетние насаждения), а полученные данные подлежат включению в Государственный земельный кадастр.
Кадастры представляют собой систему сведений о количественном и качественном состоянии ресурсов, экономической, экологической их оценке и социальном значении, а также о составе и категориях пользователей. В настоящее время в России существуют несколько видов кадастров природных ресурсов: земельный, водный, животного мира, лесов, месторождений и проявлений полезных ископаемых, особо охраняемых природных территорий, а также кадастр отходов. Все они имеют статус государственных и отражают результаты учета, состояния отдельных компонентов окружающей среды.
Другое по теме
Закономерности самоочищения воды в водных объектах
Во все времена вода считалась бесценной влагой жизни. И хотя далеко
позади те годы, когда брать ее приходилось в речках, прудах, озерах и нести за
несколько километров к дому на коромыслах, ...
Тигр обыкновенный на примере подвида амурский тигр
Данная курсовая работа посвящена
изучению амурского тигра на примере подвида уссурийский тигр.
Бесспорно уссурийский тигр – своего
рода достопримечательность Приморского края. Без преуве ...